За ошибки политиков всегда расплачивается народ
В то время как тихие улицы Баку приходят в себя после грохота прошедшего 10 декабря помпезного военного парада, в Ереване не прекращаются народные выступления против премьер-министра Никола Пашиняна – главного, по мнению протестующих, виновника поражения в карабахской войне.
Полуторамесячная война за Нагорный Карабах закончилась безусловной победой Азербайджана. В основном она была достигнута за счет значительного превосходства Баку в финансовых и людских ресурсах, а также наличия современного вооружения и квалифицированных специалистов. Однако у этой военной кампании мог быть совсем иной финал, если бы правительство Армении своевременно позаботилось об укреплении обороноспособности страны, а не поддерживало миф о непобедимости собственной армии, живя воспоминаниями о былых победах.
К сожалению, вместо того, чтобы признать совершенные ошибки, премьер-министр Армении Никол Пашинян решил сыграть в «защитника нации», объяснив азербайджанское господство в воздухе «неработающей системой РЭБ». На этом фоне поразительным выглядит тот факт, что ранее глава правительства Армении лично наложил вето на сделку по покупке у России новейших систем радиоэлектронной борьбы и ПВО, способных достойно противостоять беспилотникам противника, мотивируя свое решение наличием собственных сил для борьбы с Азербайджаном.
Вероятно, армянский премьер понимал военную слабость Армении по сравнению с Азербайджаном, однако Пашинян надеялся на поддержку тех политических сил Запада, которые привели его на пост главы правительства. Видимо, некоторые политики в столицах западных государств дали гарантии Николу Пашиняну, и он до последнего момента ждал вмешательства зарубежных партнеров.
Но в самый критический момент, когда Пашиняну стало понятно, что собственными силами Армения не способна вести войну с Азербайджаном, он поспешил обратиться за помощью не к своим западным патронам, а в ОДКБ, к выходу из которой призвал, будучи в оппозиции бывшему президенту Сержу Саргсяну. В надежде переломить ситуацию на фронте армянский премьер, по сути, предлагал союзникам по ОДКБ пойти на нарушение международного права. Ведь занятые армянами по итогам первой карабахской войны районы вокруг Карабаха (так называемый «пояс безопасности») остаются общепризнанной территорией Азербайджана, что зафиксировано в четырех резолюциях Совета Безопасности ООН. В этих условиях возможная отправка военнослужащих стран ОДКБ в зону боевых действий стала бы актом прямой агрессии против Баку, на что Пашиняну постоянно указывали лидеры стран военного блока.
Однако Пашинян до последнего пытался втянуть ОДКБ в карабахский конфликт, игнорируя интересы партнеров по организации. Если бы политические элиты центральноазиатских участников ОДКБ санкционировали вооруженное вмешательство в войну с Азербайджаном, то тотчас же столкнулись бы с мощными волнами народного недовольства, продиктованного симпатиями населения стран Центральной Азии к тюркоязычному Азербайджану, близкому по вере и культуре. Похожая ситуация и у Белоруссии, которая связана с Азербайджаном многомиллиардными торговыми и оборонными контрактами. Именно поэтому Минск всегда стремился занимать нейтральную позицию в конфликте Баку и Еревана. С не менее трудной дилеммой столкнулись и российские власти – в России проживают миллионные азербайджанская и армянская диаспоры, – и любой неверный шаг Москвы мог обернуться гражданскими волнениями и беспорядками внутри РФ.
По этой причине армянскому лидеру стоило проявить большую гибкость на поле дипломатии, чтобы не потерять более четырех тысяч жизней на поле боя. Уже после подписания соглашения о фактической капитуляции Пашинян заявил, что еще в апреле Баку инициировал переговоры с Ереваном по возвращению районов вокруг Нагорного Карабаха. Если бы тогда армянский премьер согласился с условиями азербайджанских властей, которые, по сути, идентичны и Мадридским, и Казанским принципам карабахского урегулирования в рамках ОБСЕ, то Армения избежала бы позора военного поражения. При этом решение проблемы статуса самого Нагорного Карабаха могло быть найдено в ходе длительных переговоров и, в конечном счете, народного волеизъявления, необходимость которого признавали все участники ОДКБ, включая Россию.
Так или иначе, результатом грубых ошибок и беспечной самонадеянности Никола Пашиняна стала национальная катастрофа армянского народа, выраженная не только в болезненном военном поражении, но и масштабном кризисе собственной государственности. Стране предстоит переосмыслить пройденный в течение последних 30 лет путь, чтобы найти выход из исторического тупика, в котором оказалась нация.
источник: АКИпресс